023. Вопрос. Вправе ли ОКУ отказать в постановке на ГКУ (объединение с частью госсобственности...
Клуб любителей Профкадастр
023. Вопрос. Вправе ли орган кадастрового учета отказать в постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного путем объединения существующего земельного участка и части земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности?
Ответ.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями (п. 3 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
Согласно ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям земельного законодательства и иным установленным законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Анализируя указанные правовые нормы, можно сделать вывод о том, что объединены могут быть только образованные (или сформированные согласно ст. 30 ЗК РФ) смежные земельные участки, которые к моменту образования нового земельного участка поставлены на кадастровый учет. При этом объединение исходных земельных участков влечет прекращение их существования как самостоятельных объектов недвижимости.
Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельное законодательство содержит закрытый перечень способов образования земельных участков. При этом такой способ образования земельного участка, как объединение уже существующего земельного участка и части земель, находящейся в государственной собственности, ЗК РФ не предусмотрен. Следовательно, рассматриваемый способ образования земельного участка противоречит закону, а отказ органа кадастрового учета в постановке образуемого земельного участка будет правомерным.
Аналогичный вывод можно найти в судебной практике (см.: Постановление ФАС Уральского округа от 12 сентября 2012 г. N Ф09-4914/12 по делу N А60-33589/11 <1>).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
При этом по смыслу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ в рассматриваемой ситуации кадастровый учет нового земельного участка возможен на основании решения уполномоченного органа о его образовании и последующем его объединении с уже существующим земельным участком.
Именно такую позицию занимает, например, Департамент городского имущества г. Москвы. Так, по заявлению собственника здания, которое находилось на уже образованном к тому моменту земельном участке (помимо указанного объекта недвижимости в его границах располагалось еще одно здание), с требованием утвердить схему расположения земельного участка под зданием, необходимого для его размещения и эксплуатации, Департамент утвердил два распоряжения: первое - о разделе существующего земельного участка, следствием чего является образование нового земельного участка под зданием; второе - об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории из состава неорганизованных земель, который также необходим для эксплуатации указанного объекта недвижимости <1>.
--------------------------------
<1> См.: распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 12 декабря 2014 г. N 20261 и N 20262 // Документы опубликованы не были.
Источник Консультант плюс