033. Вопрос. В каком порядке осуществляется образование ЗУ после завершения застройки..
Клуб любителей Профкадастр
033. Вопрос. В каком порядке осуществляется образование земельных участков после завершения застройки земельного участка, предоставленного для комплексного освоения земель?
Ответ.
Решение исполнительных органов власти об образовании земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства (подп. 2 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Так, 20 января 2012 г. территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, предоставленного для комплексного освоения земель.
14 марта 2012 г. общество обратилось в территориальное управление с заявлением, в котором просило разделить земельный участок с одновременным предоставлением образованных земельных участков в аренду.
Судебные инстанции при разрешении спора пришли к выводу о том, что принятие территориальным управлением решения об образовании новых земельных участков не требуется, поскольку данный случай подпадает под исключения, предусмотренные в подп. 1 - 5 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ. При этом в обжалуемых судебных актах отсутствует (не указано) правовое основание, в связи с которым соответствующее решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не требуется.
По мнению ФАС Северо-Кавказского округа, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии необходимости в принятии территориальным управлением решения по вопросу об образовании спорных земельных участков не соответствует нормам ЗК РФ и не основан на имеющихся в деле доказательствах.
Пунктом 1 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.
Согласно п. 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 <1>, Росимущество наделено правом на распоряжение от имени Российской Федерации земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.
Одним из полномочий Росимущества является принятие в установленном порядке решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 5.35(3) указанного Положения).
Поскольку образование земельного участка является в данном случае актом распоряжения государственным имуществом, принятие органом исполнительной власти решения об образовании земельного участка является обязательным.
Основываясь на указанных доводах, суд пришел к выводу, что права заявителя, нарушенные в результате незаконного бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, в данном случае подлежат защите путем обязания территориального управления (как уполномоченного органа) рассмотреть заявление общества (в установленный срок) <1>.
--------------------------------
<1>Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 мая 2013 г. по делу N А32-20454/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
Источник Консультант плюс