Публичные сервитуты позволят защитить от застройки и разрушения лыжные трассы!

Публичные сервитуты позволят защитить от застройки и разрушения лыжные трассы!
Тип статьи:
Авторская
Источник:

Принят в третьем чтении законопроект № 187920-7, который может в значительной степени помочь организаторам лыжных трасс. Как, читайте далее...

Текст написан мной для журнала "Лыжный спорт", публикуется на Профкадастр.рф для обсуждения


 

Сегодня, 26.07.2018, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в третьем чтении проект федерального закона № 187920-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» (далее – Закон).

Не смотря на его название, положения Закона определяют особенности установления публичных сервитутов в интересах широкого круга граждан и органов власти, поддерживая при этом интересы собственников линейных объектов, имеющих местное, региональное или федеральное значение.

Что же следует понимать под «публичным сервитутом» и как возможно воспользоваться этой правовой конструкцией в целях прокладки и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс?

В соответствии с Законом существенные изменения внесены в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Под публичным сервитутом следует понимать право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), которое может быть установлено решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

В частности, Законом предусмотрена возможность установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Здесь следует отметить, что в соответствии с вопросами местного значения, определенными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вне зависимости от их уровня обеспечивают условия для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, а также создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения.

Как известно, лыжные трассы чаще всего прокладываются по живописным рельефным территориям, в большинстве случаев проходят вдоль речек, водоемов, либо склонов оврагов в целях использования естественного рельефа местности. Это территории местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которой являются подъемы, спуски и равнинные участки.

При этом в отличие от обычного сервитута, публичный сервитут может быть установлен одновременно в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель, когда границы земельных участков не определены или собственники земельных участков не выявлены. Соответственно, режим публичного сервитута может быть распространен на земельные участки и земли, относящиеся к различным категориям земель и видам разрешенного использования, в том числе вне зависимости от собственников и правообладателей таких земельных участков.

Впервые, согласно требованиям Закона определен приоритет общественных интересов при установлении публичного сервитута перед интересами собственников и правообладателей земельных участков и земель (далее – правообладатель земли). Указывается, что обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя земли прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. При этом переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Кроме того, срок действия публичного сервитута определяет уполномоченный орган власти, на основании решения которого должен быть установлен публичный сервитут. Согласно Закону срок публичного сервитута всегда определяется решением о его установлении, при этом не требуется наличие обязательного согласия на такой срок со стороны правообладателя земли.

Единственное ограничение, накладывающее ответственность на уполномоченный орган власти при установлении публичного сервитута, является определение условий, наименее обременительных для правообладателя земли при использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. То есть публичный сервитут не должен никоим образом послужить препятствием или запретом на использование земельного участка со стороны правообладателя земли. В частности определено, что публичный сервитут применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель, то есть при обеспечении всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами (ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84)).

Законом в Земельный кодекс Российской Федерации также включено важное дополнение об обязательном внесении сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Таким образом, публичный сервитут с момента его внесения в ЕГРН становится на защиту общественных интересов, в целях достижения которых он установлен. В частности, отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Представляется, что при установлении публичного сервитута на всем протяжении лыжной трассы возможно обеспечить её защиту от застройки и разрушения, в том числе от неожиданных решений правообладателей земли по закрытию проходов и проездов по лыжной трассе. Как было указано выше, переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Отдельно следует отметить, что публичный сервитут может быть установлен уполномоченным органом власти без установления платы за его использование. В то же время, Закон установил, что правообладатель земли вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом или федеральным законом. Так, в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. В случае несогласия правообладателя земли с решением уполномоченного органа власти, такое лицо может осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

По итогам рассмотрения текста Закона можно сделать однозначный вывод о возможности использования правого режима публичного сервитута для прокладки и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс. Порядок установления публичного сервитута для прокладки и эксплуатации лыжной трассы, по всей видимости, будет зависеть от заинтересованности органов власти в развитии физической культуры и массового спорта, а также в создании условий для массового отдыха населения.

Итак, уважаемые лыжники, осталось дождаться подписания Закона Президентом Российской Федерации и дальнейшего его опубликования с номером и датой. В соответствии со статьей 12 Закона его положения вступят в силу с 1 сентября 2018 года!

Предлагаю обсудить возможность установления публичных сервитутов для нужд населения, в частности, для создания и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс.

О проблемах лыжных трасс писали ранее на Профкадастр.рф:

Сделаем первый шаг к приданию лыжным трассам официального статуса вместе!

Спортивный объект (лыжная трасса) как объект учета при государственном кадастровом учете

Комментарий редакции:
Наконец стало возможным решить вопрос легализации лыжных трасс и защитить их от вандалов и произвола правообладателей земельных участков.
‼ Требует обсуждения
▼ Оцените, пожалуйста, статью и поделитесь ей в социальных сетях, если нашли её для себя полезной!
837
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...