О возможности оспаривания полностью или в части письменных предписаний органов власти в судебном порядке

О возможности оспаривания полностью или в части письменных предписаний органов власти в судебном порядке
Тип статьи:
Авторская
Источник:

В Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие особенности рассмотрения административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. К таковым следуют относить письменные разъяснения или рекомендации органа власти в установленной сфере деятельности (оформленные в виде официальных писем).

Подготовил Д.А. Малиновский.

15.02.2016 на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 15.02.2016 № 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов".

В Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие особенности рассмотрения административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. К таковым следуют относить письменные разъяснения или рекомендации органа власти в установленной сфере деятельности (оформленные в виде официальных писем).

Предполагается, что с административным исковым заявлением об оспаривании таких актов вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:

  1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
  2. обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
  3. соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

В случае, если суд обнаруживает нарушения, может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или частично, а также о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В том числе может быть отказано в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.

Следует отметить главное дополнение - бремя доказывания обстоятельств, соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами. При этом такое требование не возлагается на заявителя!

Изменения вступят в силу с 17 марта 2016 года.

Отмечаю, что большое количество вопросов в сфере кадастрового учета и регистрации прав, как и в сфере налогообложения и уплаты налогов, доводились до заинтересованных лиц и территориальных органов уполномоченных органов власти письменными разъяснениями и рекомендациями, оформленными в виде писем таких органов власти.

Надеюсь, что данное новшество приведет к повышению качества письменных рекомендаций органов власти, а не заблокирует работу их деятельность ввиду отсутствия достаточного нормативного регулирования (пробелов в законодательстве РФ).

▼ Оцените, пожалуйста, статью и поделитесь ей в социальных сетях, если нашли её для себя полезной!
1439