Правительство РФ ужесточает контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти

Правительство РФ ужесточает контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти

Как сообщает http://zakon.ru/ Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, определяющий порядок оспаривания в судах актов государственных и муниципальных органов, разъясняющих законодательство (№ 892355-6). Акты федеральных органов можно будет оспаривать в Верховном суде (ВС) РФ, а остальные разъяснения — в верховных судах субъектов Федерации. Документ принят во исполнение постановления Конституционного суда (КС), указавшего на необходимость разработки такой процедуры.

Законопроект Правительства РФ вносит поправки в Кодекс административного судопроизводства. Помимо изменений, определяющих подсудность дел об оспаривании актов с разъяснениями законодательства, в главу 21 вносится отдельная ст. 217.1, определяющая особенности рассмотрения таких дел. По ней суд при рассмотрении подобных дел должен выяснить три вопроса: во-первых, нарушают ли оспариваемые разъяснения права и интересы истца; во-вторых, обладает ли разъяснение нормативными свойствами; в-третьих, соответствует ли разъяснение смыслу норм, которых оно касается.

Бремя доказывания распределяется следующим образом. Первый пункт (о нарушении прав) должен подтвердить истец. А два последних пункта следует подтвердить органу, издавшему разъяснение. Здесь, очевидно, нормы сформулированы недостаточно точно. Буквально получается, что орган власти должен подтвердить, что разъяснение имеет нормативный характер. Однако делать это не в интересах органа, так как обнаружение нормативных свойств у акта — условие его признания недействующим. Очевидно, в проекте следовало бы написать, что ответчик должен доказать, что акт не обладает нормативными свойствами. Делать это, возможно, не стали потому, что в таком случае суд должен был бы презюмировать, что в отсутствие доказательств обратного все разъяснения являются нормативными.

Интересно также расхождение между предметом доказывания и условиями отмены оспариваемого акта. Истца просят подтвердить, что оспариваемый акт затрагивает его права. Однако для удовлетворения требования достаточно установить, что акт противоречит смыслу разъясняемых норм и сам имеет нормативные свойства (то есть рассчитан на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц).

Наряду с основным законопроектом в Госдуму РФ внесены еще два. Один определяет размер госпошлины по подобным заявлениям (№ 892365-6). Другой вносит техническое изменение в конституционный закон «О Верховном суде», включая в число дел, которые ВС рассматривает по первой инстанции, дела об оспаривании нормативных разъяснений федеральных органов исполнительной власти (№ 892376-6).

Внесенный Правительством РФ пакет законопроектов призван исполнить постановление КС от 31 марта 2015 года № 6-П, принятому по жалобе ОАО «Газпром нефть». В нем суд констатировал, что отсутствие процедуры оспаривания актов госорганов, содержащих разъяснения законодательства, является пробелом. Представленные в Госдуму РФ поправки реализуют постановление КС буквально — позволяют оспаривать документы с разъяснениями законодательства. В то же время не исключена ситуация, что нормативные положения будут обнаружены в документах, в которых высказывается позиция органа вне связи с какими-либо положениями закона.

В дополнение отмечаем, что многие письма федеральных органов исполнительной власти, особенно направленные на информирование о содержании и исполнении положений действующих нормативных правовых актов, в том числе по неурегулированным вопросам, часто носят нормативный характер. Яркий пример - письма Минфина России и Минэкономразвития России.

Источник:
▼ Вы можете поделиться новостью в социальных сетях, если нашли её для себя интересной!