Государственный кадастр недвижимости не позволяет полноценно сформировать налоговую базу

Государственный кадастр недвижимости не позволяет полноценно сформировать налоговую базу

Как сообщает пресс-центр Счетной Палаты РФ Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты анализа полноты и достоверности сведений о недвижимом имуществе в целях исчисления имущественных налогов.

Отмечено, что информационные системы Росреестра относятся к числу наиболее ресурсоемких среди государственных систем, создание и совершенствование которых осуществляется на протяжении 20 лет.

При этом кадастр недвижимости в полном объеме не наполнен сведениями об объектах недвижимости для формирования налоговой базы.

Названы причины неполноты сведений, способствующих выпадению объектов из-под налогообложения.

Речь идет об отсутствии обязанности регистрации прав, возникших до 1998 г.; недостаточности сведений о земельных участках для однозначного отнесения к ограниченным в обороте; отсутствии порядка перевода доли в праве на земельный участок из гектаров или баллогектаров в простую правильную дробь**; а также об отсутствии порядка определения кадастровой стоимости сооружений и объектов незавершенного строительства.

А основной проблемой названа именно кадастровая оценка.

В частности, на низком уровне находится ее методическое регулирование. В связи с этим не обеспечивается единый подход к определению кадастровой стоимости; не охватываются все категории объектов; имеются предпосылки к завышению результатов кадастровой оценки.

Также существуют серьезные недостатки кадастровой оценки – это отсутствие актуализации кадастровой стоимости, определенной по состоянию на разные даты, и нарушения законодательно установленной периодичности проведения оценки. Случаи, когда существенно различается кадастровая оценка однотипных объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, не единичны, что приводит к установлению различной налоговой базы. Например, был выявлен случай, когда два похожих строения с одинаковой площадью, расположенные на одном земельном участке в городе Махачкала, имели кадастровую стоимость 20,8 млн. и 8,5 млн. руб.

Отмечено, что полномочия по проведению кадастровой оценки переданы на региональный и муниципальный уровни, при этом соответствующие полномочия содержатся в положении о Росреестре, которое фактически данные функции не осуществляет.

Существующие проблемы нормативного правового регулирования и методического обеспечения, а также отсутствие достаточного контроля за результатами государственной кадастровой оценки привели к множественным спорам. В 2015 г. наблюдается существенный рост обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (по сравнению с 2014 г. более чем в 2 раза). Количество таких обращений в 2015 г. составило 31,3 тыс. заявлений в отношении 64,4 тыс. объектов. В 2014г. решениями комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и судебными решениями удовлетворены требования о снижении кадастровой стоимости в отношении 38 тыс. объектов недвижимого имущества на 2,4 трлн. руб., в 2015 г. – в отношении 27 тыс. объектов на 1,6 трлн. руб. Тем самым, налогооблагаемая база за двухлетний период, по данным Росреестра, совокупно уменьшилась на 4 трлн. руб.

По результатам проведенного мероприятия Счетная палата подготовила предложения, направленные на повышение эффективности деятельности органов власти в сфере формирования сведений о недвижимом имуществе, совершенствование методологии кадастровой оценки, усиление контроля в данной сфере. Документ будет направлен в Правительство Российской Федерации.

Источник:
▼ Вы можете поделиться новостью в социальных сетях, если нашли её для себя интересной!