Счетная палата Российской Федерации требует провести обязательный кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 г.

Счетная палата Российской Федерации требует провести обязательный кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки администрирования налоговыми органами имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы, с целью формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, включая работу по сокращению дебиторской задолженности по имущественным налогам во Владимирской, Калужской и Тульской областях (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации), а также анализа практики работы федеральных, региональных и местных органов власти в части администрирования имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы. 

Соответствующая информация размещена на сайте Счетной палаты.

Счетная палата пришла к выводу, что ведение с 1 января 2017 г. в действие Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» а также другие действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, не устранили условия, негативно влияющие на пополнение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Так, отсутствие обязанности в установленный срок лицу, приобретающему в собственность объект недвижимости в результате купли-продажи, приватизации, дарения или наследования, либо вновь созданный объект недвижимости, обратиться в уполномоченные органы в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества негативно влияет на полноту баз данных, содержащих информацию об объектах недвижимости и их владельцах, формирование которых осуществляется Росреестром, сведения, о которых направляются в налоговые органы для исчисления имущественных налогов.

Отсутствие необходимости проводить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 г., для государственной регистрации прав влечет невозможность определения кадастровой стоимости таких объектов. Как следствие - отсутствие возможности исчислить налог, исходя из его кадастровой стоимости.

Кроме того, отсутствие нормативно закрепленных определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания» влечет злоупотребления при регистрации и постановке на учет объектов капитального строительства и способствует уклонению от уплаты налогов.

В 34 регионах обеспечен постоянный прирост поступления имущественных налогов с физических лиц, в том числе в 2016 г. к уровню поступлений 2015 г. В 12 регионах (г. Москва, Тамбовская, Амурская и Сахалинская области, Республики Карелия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Адыгея, Татарстан и Тыва, Чеченская Республика и Камчатский край) обеспечен прирост поступления имущественных налогов с физических лиц более, чем на 10% в 2014 и 2015 гг. в сопоставлении с предыдущими годами, и не снижен объем поступления налогов в 2016 г. к уровню 2015 г.

Если в 2014 и 2015 гг. снижение поступления имущественных налогов в сопоставлении с предыдущим годом отмечено в 12 регионах: в 2014 г. – Смоленской, Калининградской, Мурманской, Астраханской, Кировской, Саратовской, Свердловской, Магаданской и Кемеровской областях Ненецком АО, Кабардино-Балкарской Республике и Приморском крае; в 2015 г. – Калужской, Липецкой, Курганской, Свердловской, Челябинской и Иркутской областях, Республиках Дагестан и Хакасия, Чувашской Республике, Пермском и Приморском краях, Чукотском АО, то в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снижение поступлений отмечено в 38 регионах. Причем в Свердловской области установлена тенденция снижения поступления имущественных налогов с физических лиц на протяжении всего исследуемого периода. Снижение поступлений обусловлено увеличением объема предоставляемых льгот, применением понижающего коэффициента при исчислении налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости.

Наименьшая доля (менее 1%) поступления имущественных налогов с физических лиц в доходах региональных консолидированных бюджетов в 2013-2016 гг. установлена в республиках Тыва и Саха (Якутия), Магаданской и Сахалинской областях, Ненецком АО, Ямало-Hенецком АО и Чукотском АО, Республике Ингушетия и Чеченской Республике, с 2015 г. – в Республике Крым, что связано с географическим расположением ряда регионов и незначительным количеством налогоплательщиков и объектов налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также низкой платежной дисциплиной налогоплательщиков.

Постоянная наибольшая доля (более 5%) поступления имущественных налогов с физических лиц в доходах региональных консолидированных бюджетов в 2013-2016 гг. установлена только в трех регионах: Владимирской, Московской областях и Краснодарском крае.

Налоговыми органами сформировано и отправлено в 2017 г. 71,6 млн налоговых уведомлений (включая 54,7 млн почтовых отправлений), в том числе треть уведомлений направлена впервые за налоговые периоды 2014 и (или) 2015 гг.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. С 2016 г. направление налогового уведомления осуществляется не позднее 1 ноября, тогда как годом ранее – не позднее 1 сентября. В случае возникновения у налогоплательщиков спорных вопросов, связанных с исчислением имущественных налогов с физических лиц, время их урегулирования смещено на конец и за пределы текущего финансового года. А это влечет несвоевременную уплату налогов и рост задолженности на конец финансового года.

По мнению Счетной палаты направление налогового уведомления за 30 дней до срока уплаты всех имущественных налогов с физических лиц влечет риски несвоевременного поступления указанных налогов в бюджеты в случае отсутствия у налогоплательщиков финансовой возможности одновременно уплатить всю сумму налогов.

В целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 г. объем совокупной задолженности по имущественным налогам с физических лиц составляет 212,6 млрд руб., что в 2 раза больше показателя по состоянию на 1 января 2014 г. В 48 субъектах Российской Федерации задолженность возросла более, чем в 2 раза, в том числе в 8 регионах – более, чем в 2,5 раза (Брянской, Калужской, Липецкой, Псковской и Пензенской областях, Чувашской Республике, Республике Дагестан и Чеченской Республике).

Значительный рост задолженности по имущественным налогам с физических лиц в 2016 г. обусловлен в том числе переносом срока уплаты налогов с 1 октября на 1 декабря, так как основной комплекс мероприятий по взысканию задолженности, проводимый в предыдущие годы налоговыми органами в 4 квартале, осуществлен в начале 2017 г.

Среднероссийский показатель соотношения задолженности к поступлениям по имущественным налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог с физических лиц, земельный налог) имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2013 г. указанный показатель составляет 46,4%, в 2014 г. – 51,8%, в 2015 г. – 57,7%, в 2016 г. – 73,6%. Аналогичная тенденция прослеживается в 65 субъектах Российской Федерации, в том числе в 11 регионах (Ивановской, Астраханской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской и Смоленской областях, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском и Забайкальском краях) данный показатель ежегодно увеличивается более чем на 8 процентных пунктов.

Счетная палата предлагает Правительству Российской Федерации поручить уполномоченным органам подготовить предложения по следующим вопросам:

  • об установлении срока, в течение которого лицо, приобретающее в собственность объект недвижимости в результате купли-продажи, приватизации, дарения или наследования, либо вновь созданный объект недвижимости, обязан обратиться в уполномоченные органы в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества;
  • о проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости права, на которые возникли до 31 января 1998 года;
  • о нормативном закреплении определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания»;
  • необходимо ускорить проведение во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, выявления неиспользуемых земель, земельных участков используемых незаконно или не по назначению, а также для установления собственников земельных участков.

Соответствующее информационное письмо направляется в Правительство Российской Федерации.

Источник:
▼ Вы можете поделиться новостью в социальных сетях, если нашли её для себя интересной!
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...