​083. Вопрос. С какого времени исчисляется земельный налог после утверждения Акта о кадастровой стоимости ЗУ?

Клуб любителей Профкадастр

​083. Вопрос. С какого времени исчисляется земельный налог после утверждения Акта о кадастровой стоимости ЗУ?

083. Вопрос. С какого времени исчисляется земельный налог в случае принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков?

Ответ.

В силу ст. 65 и 66 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 275-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баженова Вячеслава Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" <1>), носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Согласно ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции РФ и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют ст. 1, 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19, ч. 1 ст. 54 и ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Во взаимосвязи с положениями Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19) это означает, что публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 33. Ст. 4948.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в ряде судебных актов (Определение от 3 февраля 2010 г. N 165-О-О <1>, Постановление от 2 июля 2013 г. N 17-П <2>), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 4.

<2> СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3882.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256).

Кроме того, на практике, как правило, постановление органов исполнительной власти об утверждении результатов кадастровой оценки бывает опубликовано в официальных источниках и размещено на официальном сайте области.

По мнению суда, указанный способ опубликования постановления позволяет обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Не является основанием для пересмотра платы за землю и решение арбитражного суда, которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена равной его рыночной стоимости, поскольку законодательство, действовавшее в период принятия постановления субъекта, не содержало положений о равном значении кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка. Ко времени обращения в суд с заявлением имеется положительное заключение Росреестра о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Вышеуказанная позиция нашла свое подтверждение и в правоприменительной практике судов (см.: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. по делу N 43-АПГ13-7 <1>, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. по делу N 4-АПГ14-13 <2>, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010).

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

<2> Там же.

Между тем ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.


Источник Консультант плюс

► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
1537