Хотели сро кадастровых инженеров? Получайте, вреда на всех хватит.

Хотели сро кадастровых инженеров? Получайте, вреда на всех хватит.

Приводим позицию Дирекции АНО БТИ, опубликованную от 09.12.2015.

Дирекция АНО БТИ многократно обращала внимание специалистов на то, что саморегуляция, как она понимается и реализуется на федеральном уровне в форме СРО, является самой уродливой формой извращения принципов саморегуляции (см., к примеру, http://www.anobti.ru/arc/2008/08053000.shtml "О добровольно-принудительном членстве в саморегулируемых организациях", или http://www.anobti.ru/arc/2012/12112900.shtml "Любишь жить под колпаком? Лезь в добровольное СРО!", или http://www.anobti.ru/arc/2014/14111400.shtml "От кого защищают кадастровых инженеров многочисленные СРО?", или http://www.anobti.ru/arc/2014/14011500.shtml "СРОизация государства и огосударствление СРО", или десятки других начиная с конца прошлого века).

Понимая роль и место СРО в соответствии с законодательством РФ, т.е. как организацию, призванную разрабатывать собственные стандарты в своей области деятельности и обязанную контролировать соблюдение этих стандартов членами СРО, дирекция АНО БТИ указывала на недопустимость подмены государственных стандартов некими самодельными стандартами национальных СРО непонятной национальности. Кадастр (ГКН) - дело государственные и создается за счет бюджетов всех уровней. И должен создаваться по единому государственному стандарту, а не на основе разнообразных стандартов многочисленных СРО или подделок НацСРО, утверждаемых "уполномоченным органом" для всеобщего удивления.

Послушники из НацСРО и СРО видят свою роль и место совершенно иначе, а именно как организацию, обязанную за счет членских взносов и иных поборов "защищать" членов СРО от конкуренции на свободном рынке и призванную карать под страхом исключения из рядов тех членов СРО, которые пытаются возражать против самодурных решений диктатуры бюрократа в области кадастрового учета. А чтобы рядовые кадастровые инженеры были послушными и безропотно исполняли приказы и намеки рулевых, кодекс примерного поведения кадастровых инженеров стараются возвести в ранг общественного закона и обычной нормы.

Кстати, на всех Всероссийских съездах кадастровых инженеров их интересы представляли в основном руководители СРО. Наверное по этой причине на съездах ни разу не прозвучала такая "малость" как придание инженеру кадастровому статуса профессии и специальности, или хотя бы должности с должностной инструкцией.

Кадастровый инженер, был и пока остается КИ, т.е. некоей непонятной "квалификацией", без разряда и степени. Между тем каждая и любая профессия и каждая специальность имеет квалификационные уровни, т.е. квалификацию как качественный уровень умений и знаний в определенной области. Размазня по имени "КИ-квалификация" - это ли не позор для специалиста, профессионально работающего в одной из предметных областей кадастровой деятельности (по отраслям производства и категориям земель, по отраслям производства и категориям ОКС) ?

Специализация в области кадастровой деятельности вообще отсутствует, так как ГКН задуман как универсальный свод сведений обо всем и ни о чем, без специализации и специальных кадастровых единиц. Задуман "доброжелателями" не просто так, а как баран на закланье по поводу торжественных для них событий.

На фоне отсутствия как таковой специальности и профессии "кадастровой инженер" даже постановка вопроса о "кадастровой деятельности" и статусе КИ звучит дико. Действительно, о какой ответственности КИ может идти речь если КИ ни профессия, ни специальность, ни должность, а некая "квалификация": прислушайтесь, как это по-русски, "квалификация за все ответит", или еще краше "квалификация вступила в СРО".

И вот вершина кочки, закон о внесении изменений в части совершенствования деятельности КИ с последующим перетолкованием в законе "О кадастровой деятельности".

Возведенные в ранг Закона платное место и откатная роль кадастрового инженера встречают непонимание со стороны членов СРО. Вот, к примеру, одна из реакций неповиновения кадастровых инженеров на акцию по их принудительному, с помощью закона, втягиванию в число плательщиков взносов на содержание послушников, поставленных "уполномоченным органом" на место рулевых СРО КИ:

СООБЩЕСТВО КАДАСТРОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ РФ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧЛЕНСТВА В СРО

https://www.change.org/

К Вам обращается инициативная группа кадастровых инженеров Российской Федерации. В настоящее время принят во втором чтении Законопроект №664656-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (в части совершенствования правового статуса кадастровых инженеров, уточнения правил выдачи квалификационного аттестата, повышения квалификации кадастровых инженеров).

Указанный законопроект разработан полностью в интересах саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности (далее - СРО) 1 . При изучении законопроекта особенно возмутили и крайне негативно приняты нами следующие предлагаемые изменения:2

обязательное членство всех действующих кадастровых инженеров в СРО (действующее законодательство предусматривает добровольное членство в СРО);

взимание платы за теоретический экзамен для претендентов на вступление в СРО;;

обязанность действующих кадастровых инженеров один раз в три года проходить курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее сорока часов;

с 01.01.2020 года действующий кадастровый инженер обязан иметь высшее профессиональное образование по неизвестному перечню направлений и специальностей;

создание апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения органа кадастрового учета;

обязательное условие для допуска к теоретическому экзамену и приему в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров - прохождение стажировки в течение 2 лет под руководством кадастрового инженера.

Полагаем необходимым отметить, что членство в СРО никоим образом не сможет повысить эффективность выполнения кадастровых работ, т. к. СРО способно оказывать только теоретическую поддержку, но никак не контролировать качество изготовления межевых планов, технических планов, актов обследования и карт-планов территории.

Необходимость уплаты членских взносов 3 приведет к неизбежному повышению цен на услуги кадастровых инженеров, что негативно скажется на заказчиках кадастровых работ и затормозит вовлечение объектов недвижимости в гражданский оборот и формирование налогооблагаемой базы.

Удорожание стоимости кадастровых работ противоречит одной из целей Дорожной карты "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг.

В настоящее время квалификационный аттестат кадастрового инженера выдаётся органом исполнительной власти субъекта РФ, а решение о проведении кадастрового учёта принимается органом кадастрового учёта. В данной сложившейся и положительно зарекомендовавшей себя системе взаимодействия СРО является лишним звеном для выполнения кадастровых работ и осуществления кадастрового учёта объектов недвижимости.

Обязательность дополнительного профессионального образования для лиц, на данный момент являющихся кадастровыми инженерами, считаем излишней, т. к. за годы практики нами накоплен огромный опыт работы, который невозможен без постоянного самообучения и мониторинга постоянно меняющейся правовой базы 4.

При этом проводить занятия будут теоретики ВУЗов, не имеющие даже минимального опыта в сфере кадастровых работ. Обучать по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации также будут специалисты, не имеющие практических навыков в области кадастра. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что требуемое обучение изначально превратится в формальное приобретение в образовательных учреждениях документов, подтверждающих повышение квалификации, что неэффективно и также отразится на стоимости кадастровых работ.

Многие действующие кадастровые инженеры имеют среднее специальное образование по специальностям, утвержденным органом нормативного регулирования, и не имеют высшего образования. Таким образом, кадастровые инженеры, не имеющие высшего образования, будут вынуждены в срочном порядке поступать в ВУЗы с целью получить высшее образование по любой специальности. При этом срок обучения в бакалавриате составит 4 года, т.е. при условии поступления в ВУЗ в сентябре 2016 года, диплом о высшем образовании возможно будет получить в июне 2020 года. В то же время, законопроект предусматривает наличие высшего образования для действующего кадастрового инженера до 01.01.2020 года, то есть, при всем стремлении кадастрового инженера выполнить предлагаемые условия, он будет вынужден в течение 6 месяцев оставаться безработным. С 01.01.2020 года, если действующий кадастровый инженер не подтвердит наличие высшего профильного образования, СРО будет инициировать его исключение из списка членовпо причинам неисполнения норм действующего законодательства. Лишение аттестата даже по данной причине повлечет за собой необходимость стажировки в течение 2 лет и повторной сдачи платного теоретического экзамена по новым правилам.

Учитывая, что перечень специальностей и направлений подготовки в настоящее время не только не утвержден, но даже не рассматривался, кадастровый инженер не сможет сделать выбор необходимого направления подготовки и рискует ошибиться в выборе специальности, что ещё более снижает шансы на получение высшего образования к назначенной в законопроекте дате.

В то же время, на данный момент не каждый кадастровый инженер имеет финансовую возможность для получения высшего образования, поскольку для осуществления кадастровой деятельности необходимо приобретение дорогостоящего профессионального оборудования, обеспечивающего высокое качество и точность результатов кадастровых работ, и многие кадастровые инженеры в связи с этим привлекли кредитные средства с надеждой на расчеты по ним с помощью прибыли от дальнейшего осуществления кадастровой деятельности. Поскольку значительное количество кадастровых инженеров осуществляют свою деятельность в качестве ИП, принятие рассматриваемого закона станет серьезным ударом по малому бизнесу, что противоречит государственной политике поддержки субъектов малого предпринимательства. Ежегодно кадастровый инженер несет дополнительные расходы по содержанию офиса, проведению поверок геодезического оборудования, продлениюсроков действия электронной подписи, сопровождения специализированного программного обеспечения и др.

Ежегодные членские взносы в СРО ухудшат финансовое положение многих кадастровых инженеров, вследствие чего принятие данного законопроекта послужит значительному сокращению численности кадастровых инженеров 5. Предполагаемое количество кадастровых инженеров, которые будут вынуждены прекратить осуществление деятельности, может составить от 10 000 до 15 000 человек, что повлечет отсутствие конкурентной среды и значительный рост цен, а в дальнейшем - монополизацию отрасли несколькими крупнейшими организациями.

Создание апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб считаем нецелесообразным. Основная причина в том, что данный законопроект предусматривает проведение саморегулируемой организацией в сфере кадастровой деятельности независимой экспертизы. Проведение данной экспертизы повлечет дополнительные расходы, что скажется на размере членских взносов и соответственном удорожании кадастровых работ.

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений, помимо этого предусмотрены чёткие обоснованные условия лишения квалификационного аттестата за некачественное выполнение кадастровых работ, непредоставление предусмотренных законом сведений и т. п. Считаем, что для осуществления кадастровой деятельности данных мер регулирующего воздействия вполне достаточно, при этом членство в СРО никаким образом не предупредит внесение ложных сведений в случае возникновения у кадастрового инженера злого умысла.

Законопроект не содержит четкого описания процедуры назначения помощника 6 кадастрового инженера саморегулируемой организацией, т.е. в действующей редакции законопроекта говорится о том, что СРО смогут обозначить в своем уставе обязанность кадастрового инженера - члена СРО, принять на обучение помощника кадастрового инженера, поскольку СРО напрямую заинтересовано в привлечении новых денежных средств в виде членских взносов. Между тем, в текущей экономической ситуации немногие кадастровые инженеры имеют возможность продолжить эффективное осуществление коммерческой деятельности при условии приема стажеров. Кроме того, данная обязанность предусматривает возникновение трудовых отношений с неквалифицированными сотрудниками по принуждению, что противоречит действующему трудовому и гражданскому законодательству.

Также в законопроекте не указаны условия повторного допуска к экзамену лиц, исключенных из СРО. Допуск на общих основаниях, т.е. после двухлетней стажировки в качестве помощника кадастрового инженера, неоправдан для специалиста с опытом работы.

Дополнительно хотим заметить, что в законодательной базе, регулирующей сферу кадастровой деятельности, содержится значительное количество недоработок, прямых противоречий и нестыковок, что признают также сотрудники ФГБУ "ФКП Росреестра". Это порождает огромное количество разъясняющих писем, которые не могут являться обязательными к исполнению и зачастую противоречат друг другу, но на практике приходится следовать этим указаниям во избежание получения решений об отказах или приостановлениях осуществления кадастрового учета.

Считаем, что принятие данного законопроекта лоббируется представителями мощных СРО с целью получения дополнительной прибыли, но никак не из соображений совершенствования государственного кадастра недвижимости. Необходимое количество членов СРО в 700 человек ничем не обосновано и не позволяет руководствоваться для объединения территориальным признаком в связи созначительно меньшим количеством кадастровых инженеров во многих регионах страны. Это, в свою очередь, породит бюрократический аппарат представительств СРО, новую коррупционную ветвь, и повлечет необоснованные расходы на его содержание 7. Кроме того, в настоящее время из 26 существующих СРО лишь в нескольких из них количество членов СРО превышает 700, что на данный момент не оставляет выбора кадастровым инженерам в случае принятия рассматриваемого законопроекта и противоречит принципам антимонопольной политики.

Мы просим Вас принять меры по недопущению принятия законопроекта №664656-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"

Такое вот обращение, непоследовательное и, в основе своей, соглашательское. То есть авторы не против СРО, если членство в них будет добровольным, но при этом СРО должны защищать кадастровых инженеров от всех напастей бесплатно. То есть пусть будут СРО как таковые, и аппарат СРО пусть живет, но за счет тех, кто готов нести бремя затрат по содержанию СРО и его аппарата.

Кадастровые инженеры, со своими СРО КИ и прочими атрибутами пустышной "квалификации", идут по стопам рыночных оценщиков, но с лагом во времени лет на 8.

И придут, года через два-три, туда же, куда пришли сегодня "рыночные оценщики", т.е. к кризису жанра. Кризис этот предопределен в организационно-технических принципах, исповедуемых и насаждаемых МЭР РФ.

Услышат ли и прислушаются ли Госдума РФ, Совет Федерации и Президент РФ к процитированному обращение?

Безусловно нет, не услышат и не прислушаются. Вопрос о принятии закона даже не стоит: примут без вопросов, в общем пакете из ста законов в ночь под Новый год, или в иное удобное время.

Дирекция АНО БТИ подписалась под этим "Обращением", так как оно пойдет на пользу кадастровым инженерам, верующим в допустимость СРОизации кадастровой деятельности, но неверующим в необходимость создания Союза кадастровых инженеров и в необходимость активного участия в работе такого Союза: авось, не мытьем так катанием, до них дойдет, что всего надо добиваться самим, а не рассчитывать на попутную халяву.

Польза "Обращения" в том, что верующие в правомерность СРОизации кадастровой деятельности, получив подарок в виде закона (закон примут вопреки всем возражениям специалистов в удобном для МЭР РФ виде), может быть очнутся от гипноза и создадут Союз кадастровых инженеров, который будет обладать реальной властью, а не полномочиями по распределению крошек с МЭРского стола. И не только создадут, но и будут активными составляющими активной организации.

Кстати сказать, Федеративный союз инвентаризатор России, ФСИ, является ныне одним из таких союзов, членами которого являются кадастровые инженеры. Причем такие члены, которые зачастую не платят взносов в союз, который должен бы их защищать. Этакие безбилетники и зайцы в поезде дальнего следования. И которые не только не платят взносы в полной мере, но и не принимают участие в работе ФСИ.

Ну как можно в таких условиях не попытаться создать СРО? А вдруг оно, СРО, "на халяву" порадеет за кадастровых инженеров?

Нет, уважаемые коллеги, не порадеет не только бесплатно, но и за плату не порадеет, так как должно контролировать и наказывать. А порадеть и защитить может и обязан только союз предпринимателей, за уплату членских взносов, на основе действующего закона, и на основе взаимопомощи членов союза.


#hPs1" title="Сноска">1Это не так: законопроект, и все прочие НПА от МЭР РФ, принимаются в интересах конкретных лиц из ведомств МЭР РФ и "руководителей" аппаратов НацСРО и СРО. Ведомство заинтересовано в том, чтобы проводить свою политику и воздействовать на кадастровых инженеров через аппарат СРО, используя аппарат СРО как видимость связи с общественностью и кадастровым инженерами, а также для использования СРО как бесплатного и послушного инструмента по разработке различных НПА под диктовку МЭР РФ и собственных аппетитов.
Подобная "спайка" сановников из ведомств и их послушников из НацСРО и СРО, являет собой пример нового типа коррупции, а именно коррупции по инициативе и под руководством диктатуры бюрократов, а не по инициативе коммерсантов, за их счет и под их руководством.

#hPs2" title="Сноска">2Что-то авторы обращения выбрали далеко не самые негативные положения законопроекта. Это следствия, а не источник бед СРО. Для начала надо бороться не с обязательностью членства в СРО, а с противоправностью передачи СРО властных функций в области государственного учета и функций по контролю соблюдения ГОСт.
Коль СРО не вправе разрабатывать ГОСт, то СРО вообще нет места в кадастровой деятельности. Что касается защиты интересов кадастровых инженеров, то для этого следует создавать Ассоциации и Союзы, типа ГИС-Ассоциации или ФСИ. И не столько создавать такие союзы, как принимать активное участие в их работе, в т.ч. путем финансирования и реальной помощи. Надеяться на то, что СРО защитит интересы своих членов от покушений других СРО или от МЭР РФ, это все равно надеяться на защиту подсудимого усилиями прокурора в судебном состязании.

#hPs3" title="Сноска">3Поборы в виде взносов нужны для роста числа аппаратных чиновников и укрепления диктатуры бюрократа, а компфонды требуются для их вовлечения в оборот на пользу сановников ведомств и в их интересах.

#hPs4" title="Сноска">4Так нельзя ставить вопрос: учиться надо в любом случае, и подтверждать уровень знаний тоже надо.
Другое дело, за чей счет, по какой стоимости и в какой форме.

#hPs5" title="Сноска">5Кадастровых инженеров более 30 тысяч, а работающих в три раза меньше. Сокращение неизбежно, если спрос меньше предложений. Численность БТИ тоже варьируется по обстановке, но костяк должен сохраняться.

#hPs6" title="Сноска">6Помощник КИ как должность - это из области зазеркалья. Кабинетная выдумка борьбы с безработицей и придания красивого вида кадастровой деятельности. Помощниками КИ являются все работники, которых он принял на работу.

#hPs7" title="Сноска">7Любое СРО там, где оно не нужно и противоречит нормам права и делового оборота, является такой ветвью.

► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
2197