Проходу и проезду к береговой полосе водоема нужно дать законодательное закрепление

Проходу и проезду к береговой полосе водоема нужно дать законодательное закрепление

Депутатами ГосДумы РФ от партии ЛДПР: М.В. Дегтяревым и А.Н. Диденко внесен на рассмотрение законопроект № 1175109-6 "О внесении изменений в статьи 23 и 50 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Особенностью законопроекта является попытка урегулирования интересов и взаимоотношений граждан и собственников земельных участков, примыкающих к водному объекту и его береговой полосе. Как правило, собственники таких земельных участков всячески противодействуют проходу и проезду граждан к местам отдыха на берегу водоемов, поскольку доступ возможен только через данные земельные участки.

Сам неоднократно сталкивался с подобными ограничениями, хотелось бы решить вопрос официально и по-мирному.

Что же послужило основанием для внесения законопроекта?

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Важнейшим правом, охраняемым на основе указанного конституционного принципа, является право на доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Поэтому статьей 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается.

Также согласно статье 23 Земельного кодекса РФ для обеспечения доступа граждан к водному объекту устанавливается публичный сервитут, дающий гражданам возможность ограниченного пользования - для прохода и проезда - чужим земельным участком.

Вместе с тем, Земельный кодекс РФ допускает возможность взимания платы с граждан за пользование сервитутом, то есть за право прохода к водному объекту общего пользования (моря, реки, озера). Часто собственники земельных участков, расположенных на пути к водному объекту, преграждают путь к береговой части забором, шлагбаумом, а на подходе взимают плату якобы за услуги по предоставлению лежака, душевой, зонта, уборке мусора, пользованию площадкой для волейбола или тенниса и др. На практике такая возможность взимания платы не только ограничивает доступ граждан к водному объекту и его береговой полосе, а также часто является объективной стороной административного правонарушения в связи с несоблюдением условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту.

Законопроект предлагает запретить взимание платы за проход и проезд по земельному участку, обремененному публичным сервитутом в целях обеспечения доступа граждан к водным объектам.

Кроме того, собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, в целях свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе, должен будет обеспечивать проход или проезд через земельный участок не менее чем через каждые 1,5 км.

Также расширяется состав правонарушения, связанного с несоблюдением условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, и предусмотреть конфискацию части земельного участка, обеспечивающего доступ граждан к водному объекту.

Так, за воспрепятствование доступу граждан к водному объекту или его береговой полосе в КоАП РФ устанавливается штраф для граждан от 3 до 5 тыс.руб., для лиц без образования юридического лица от 30 до 40 тыс.руб., для юридических лиц - от 40 до 50 тыс.руб.

Надеюсь, что данный законопроект обратит на себя внимание текущего состава депутатов ГосДумы РФ 7 созыва и станет основой для принятия последующего закона.

► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
1416