Новый удар по саморегулированию кадастровой деятельности

Новый удар по саморегулированию кадастровой деятельности
Не успели отгреметь судебные баталии за статус национального объединения СРО кадастровых инженеров (в которых суд признал незаконным решение Росреестра о регистрации в качестве национального объединения некоммерческой организации, состоящей из двух СРО, при общем количестве зарегистрированных на тот момент 27 СРО) как вновь на горизонте кадастровой деятельности сгустились тучи в виде подготовленного Минэкономразвития проекта закона, который предусматривает лишение саморегулирования кадастровых инженеров большей части еще недавно полученных полномочий.
 
Подготовил Сергей Матвеенко, размещено на http://smatveenko.livejournal.com/.

Текст подготовленного Минэкономразвития законопроекта № 02/04/04-17/00063640 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности"" 18 апреля 2017 был размещен на сайте regulation.gov для публичного обсуждения, после того как законопроект перешел на стадию "Текст" и получил статус "Идет обсуждение".
Дата окончания публичного обсуждения - 18 мая 2017 г.
Предполагаемая дата вступления закона в силу с 1 сентября 2017 г.

 Законопроект предусматривает лишение национального объединения СРО кадастровых инженеров следующих полномочий:
  1. По формированию апелляционных комиссий по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
  2. По утверждению положения о проведении СРО экспертизы документов, представленных в апелляционную комиссию.
  3. По проведению и приемке экзамена у соискателей статуса кадастрового инженера, проектированию и внедрению АИС для проведения тестирования соискателей, разработке и утверждению тестовых заданий (эти полномочия могут быть переданы ФГБУ ФКП).
  4. По утверждению правил организации стажировки в качестве помощника кадастрового инженера.
  5. По установению порядка подтверждения соответствия кадастрового инженера обязательным условиям членства в СРО кадастровых инженеров, порядок приема физического лица в СРО кадастровых инженеров, перечень документов, устанавливающих соответствие такого физического лица условиям его принятия в члены СРО кадастровых инженеров, и способы представления этих документов, порядок исключения кадастрового инженера из СРО кадастровых инженеров.
  6. По утверждению положения об осуществлении СРО кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, содержащее в том числе порядок работы специализированных органов СРО кадастровых инженеров, осуществляющих указанный контроль и порядок рассмотрения информации, обращений и (или) жалоб на действия (бездействие) членов СРО кадастровых инженеров.
  7. Осуществлять подготовку проектов нормативных актов.
  8. Также устанавливается, что СРО КИ одновременно может быть членом только одной некоммерческой организации, объединяющей СРО КИ.
 
О масштабе запланированных изменений свидетельствует тот факт, что из 18 предусмотренных сейчас обязанностей национального объедения СРО КИ (а каждая из этих обязанностей вытекает из прав и полномочий национального объединения), после принятия законопроекта должно остаться только 3!

Основную часть полномочий национального объединения Минэкономразвития планирует, забрать себе, а также передать Росреестру.

При этом, профессиональное сообщество кадастровых инженеров не должно испытывать ложных иллюзий, связанных с тем, что формально часть полномочий национального объединения предполагается передать на уровень СРО кадастровых инженеров.

Так, например, переход к схеме формирования части состава апелляционных комиссий не из числа представителей национального объединения, а представителей СРО, на практике будет означать утрату контроля со стороны саморегулирования за критериями отбора членов апелляционных комиссий, а также создаст условия, при которых может возникнуть зависимость членов апелляционных комиссий от Росреестра, поскольку и назначение, и исключение члена комиссии в этом случае будет производиться Росреестром, и только богу известно какие основания для исключения члена комиссии из ее состава будут определены соответствующим приказом Минэкономразвития и будут ли вообще определены четкие основания.

Необходимость подобного урезания полномочий СРО кадастровых инженеров Минэкономразвития по всей видимости пытается обосновать возможным нарушением со стороны национального объединения СРО кадастровых инженеров сроков исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № ИШ-П13-367, которым были определены сроки создания и функционирования системы саморегулирования в сфере кадастровых отношений. Однако стоит напомнить, что именно из-за незаконных решений Росреестра от 08 июля 2016 г., которыми было зарегистрировано нелигитимное национальное объединение СРО кадастровых инженеров и было отказано в такой регистрации Ассоциации "Национальная палата кадастровых инженеров", национальное объедение смогло приступить к испонению своей части реализации поручения Правительства РФ № ИШ-П13-367 только с 27 февраля 2017 г., то есть после официальной регистрации Ассоциации "Национальная палата кадастровых инженеров" в качестве национального объединения спустя 8 месяцев с момента первоначального обращения за государственной регистрацией и многочисленных судебных разбирательств.
 
На мой взгляд, подобное "совершенствование" кадастровой деятельности ведет к нейтрализации активной роли профессионального сообщества кадастровых инженеров в регулировании кадастровой деятельности и участия в совершенствовании процесса государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость. Деятельность СРО пытаются свести к формальному созданию видимости наличия саморегулирования, при этом лишив СРО возможности реально влиять на организацию деятельности кадастровых инженеров. Ну и конечно, подобная инициатива сведет к фикции деятельность апелляционных комиссий по оспариванию решений о приостановлении государственного кадастрового учета, которые вместо реального механизма совершенствования работы Росреестра и уменьшения коррупционной составляющей в его деятельности, станут лишь галочкой в исполнении очередного пункта Дорожной карты.
► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
1307
RSS
Из 18 функций нацобъединения оставить 3 это полный абзац! Убрали бы все функции, оставив только СРО кадастровых инженеров, было бы хоть как-то понятно и логично объяснялось. А так… никакой логики в таком совершенствовании саморегулирования кадастровой деятельности нет.
Предлагаю высказаться на сайте Регулешн.ру. Высказать свою позицию может любой желающий, зарегистрировавшийся на данном ресурсе.
Загрузка...