Минэкономразвития России подготовило ряд инициатив в сфере земельных отношений

Минэкономразвития России подготовило ряд инициатив в сфере земельных отношений

1. Подготовлен проект закона для дачников-огородников

Минэкономразвития России готовит единый закон для дачников-огородников, который защитит их права на землю и сделает более прозрачной работу председателей товариществ и расходование взносов.

Строительство многоэтажных домов на дачных участках будет заблокировано. Их придется сносить.

Зато поставить обычный новый дом на кадастровый учет и зарегистрировать права на него можно будет по одному заявлению и гораздо быстрее.

Минобороны России в особом порядке сможет оформить свои участки, здания и сооружения, даже если на них нет никаких бумаг, что решит множество проблем с военными городками и поможет строить жилье для военных быстрее.

Каждый дачник должен четко понимать, на что и как тратятся его взносы, какие у него есть права как у участника общего собрания, по каким процедурам оно проходит. И чтобы дачники были равноправными землепользователями, чтобы им не говорили, что они тут временные люди. Дело в том, что до сих пор порыв наших граждан жить и хозяйствовать на земле не был поддержан на комплексной законодательной основе.

А садоводов у нас несколько десятков миллионов, поэтому то, к чему мы сейчас приступаем, является очень важным потенциалом для развития территорий. Например, дачники и садоводы платят земельные налоги, но во многих случаях фактически взамен от муниципальной власти, куда эти налоги идут, ничего не получают. Хотя остро нуждаются в инженерной инфраструктуре. Обеспечить ею организации садоводов - это следующий шаг.

Как скоро ждать перемен?

Павел Королев (Минэкономразвития России): Мы только-только подготовили проект единого кодифицированного акта в отношении садоводов и огородников. Сейчас он проходит согласование в других федеральных органах исполнительной власти. Думаю, что работа эта займетет у нас года два.

До конца года мы рассчитываем выйти на согласованный проект законодательного акта, а дальше приступим к совершенствованию актов подзаконного характера. Естественно, какое-то время надо закладывать на нормотворчество субъектов РФ, органов местного самоуправления.

2. Реестр скрестили с кадастром

Принят закон, который объединяет реестр прав и государственный кадастр недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Раньше, чтобы оформить право собственности на новый дом, нужно было сначала подать документы в кадастровую палату, и потом, после постановки дома на кадастровый учет, идти в территориальный орган Росреестра, оформлять право собственности.

Теперь вводится принцип: один объект - одно заявление - один документ о недвижимости. Сразу можно обращаться в Росреестр или в многофункциональный центр предоставления госуслуг. Учетно-регистрационная процедура становится единой, итоговый срок оформления прав резко сокращается.

В зависимости от того, куда отнесете документы - прямо в орган Росреестра или в МФЦ, свидетельство вы получите через 10 или 12 рабочих дней.

В законе много других важных нюансов. Он дает право документы подавать по месту вашего пребывания. То есть даже если вы живете в Москве и получили по наследству дом где-нибудь в Сибири, не надо туда ехать, местонахождение недвижимости теперь не имеет значения.

Органы ЗАГСа будут обязаны в кратчайший, а именно в трехдневный срок уведомить Росреестр о смерти физического лица. Это устранит риски неправомерных сделок, когда квартира, дом или участок после смерти человека продаются задолго до того, как права на них оформят наследники.

По большому счету завершается на законодательном уровне создание единой федеральной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости. Пока реестр прав и кадастр существовали как два отдельных ресурса, невозможно было полностью устранить дублирование сведений, ошибки. Объединенный реестр кардинально повысит достоверность сведений о недвижимости.

Повышается ответственность органа регистрации. Если по какой-то причине сделка купли-продажи квартиры признается судом ничтожной, но деньги свои добросовестному покупателю вернуть не удается, и он лишается и единственной квартиры, и денег, то теперь ему полагается компенсация из бюджета в размере до одного миллиона рублей.

Ргистрация прав РФ на недвижимое имущество, которое находится у Министерства обороны РФ, будет осуществляться на основе декларации. Дело в том, что земельные участки, здания, сооружения у минобороны не всегда обеспечены документами, и это не вина военных. Так складывалось десятилетиями, пока не было никакой иной собственности на землю, кроме государственной. А все предыдущие решения, которые облегчали кадастровый учет и регистрацию прав, подразумевали, что документы все-таки должны быть.

Из-за отсутствия в прошлом надлежащего учета минобороны может не знать о каком-то объекте недвижимости, не имеющем прямого военного назначения, - по сведениям госреестров земля свободна, а по факту занята. Были случаи, когда из-за всего этого надолго тормозилось строительство жилья для военнослужащих. Но самая большая трудность - с военными городками.

Теперь надо все это хозяйство описать и внести в декларацию: такое-то здание, пять этажей, под ним такой-то земельный участок, и представить для регистрации и учета. Причем сделать это можно не выходя из министерства или военной части, по электронным каналам. То есть мы постарались максимально упростить как подготовку документов, так и порядок регистрации и учета.

3. Регулирование отношений по самовольным постройкам

Еще один свежий закон уточняет основания для легализации самовольных построек.

По старой норме Гражданского кодекса, которой осталось действовать до 1 сентября, самовольную постройку можно легализовать через суд, если это не нарушает чьи-то права и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Довольно расплывчатая формулировка. И она позволяла недобросовестным застройщикам добиваться признания права собственности даже на те постройки, которые нарушают режим использования земли, где это здание было возведено.

Сейчас в 222-ю статью Гражданского кодекса вводится важный пункт. Чтобы оформить права на самовольную постройку, она должна соответствовать правилам землепользования и застройки, которые приняты в этом муниципальном образовании.

Эти правила устанавливают зоны, где возможны строительство и его предельные параметры. Прописано в них, что конкретное место - это зона индивидуальной жилой застройки или зона объектов отдыха - все, многоквартирный дом там не встанет, легализовать его не удастся, и он будет в итоге снесен, причем за счет самого застройщика.

Сейчас же властям приходится подводить под уже легализованный самострой правила землепользования и застройки, и этот важнейший документ территориального планирования получает фиктивный характер. Правила привязываются не к перспективам застройки, а к существующим нарушениям. И получается, что в рекреационной зоне почему-то разрешено строить дома до пяти этажей. А где пять, там и семь.

Где нет правил землепользования и застройки (ПЗЗ), там зарегистрировать постройку в упрощенном порядке не получится.

Отмечается, что около 15 процентов муниципальных образований все еще не имеют ПЗЗ. И вот там есть вполне осязаемый риск того, что будут злоупотребления "дачной амнистией". Получается, что там на дачном участке можно построить многоквартирный дом и спокойно оформить права на него.

Самострой - это явление угрожающее. Когда вдруг на некоей территории появляется совсем не подходящая для нее постройка, она на себя забирает ресурсы инженерной инфраструктуры. Вы только представьте, что происходит при подключении многоквартирного дома к электросетям или водопроводу обычного дачного поселка, не говоря уже о других неудобствах, которые создает такое соседство.

4. Кадастровых инженеров подвели под уголовную статью

Нареканий на работу кадастровых инженеров, как известно, достаточно, и порой ущерб от ошибок, которые они допускают при подготовке правоустанавливающих документов, от мошеннических действий бывает весьма значителен.

Суть вопроса очень простая. Когда инженер со своим прибором проводит измерения, никто не может его проверить, и фактически правообладатель подписывает бумагу с закрытыми глазами. И вот вы все подписали, а участок в итоге по документам сократился, и только через несколько лет это может обнаружиться.

К тому же услугами кадастровых инженеров пользуются все, в том числе и органы власти. И почему, собственно, чиновник, который заключил договор на кадастровые работы, несет уголовную ответственность, а кадастровый инженер стоит в стороне?

Сейчас предстоит провести масштабные комплексные кадастровые работы, когда за счет муниципалитетов будут уточняться границы сразу всех правообладателей, например, в населенном пункте. То есть от добросовестности одного-двух кадастровых инженеров будут зависеть имущественные права сотен людей.

5. В первом чтении был одобрен законопроект о повышении требований к кадастровым инженерам

Правительственной комиссией по законопроектной деятельности утверждены поправки ко второму чтению, практически нет сомнений, что закон будет принят в осеннюю сессию.

Очень важно, что деятельность кадастровых инженеров становится сугубо профессиональной. Теперь для допуска в профессию нужно будет иметь высшее образование по специальности или направлению подготовки, опыт работы помощником кадастрового инженера не менее двух лет. Кроме того, нужно будет сдавать теоретический экзамен и не иметь пятен в профессиональной биографии - дисквалификации, уголовного и даже административного наказания в сфере кадастровой деятельности.

Подготовка кадастрового инженера должна быть весьма серьезной, и уже не получится просто пройти тестирование, чтобы называться кадастровым инженером. Точность документов, которые он готовит, особенно важна не только для граждан, но и для власти, потому что от результатов измерений зависят и налоговые поступления. Ошибки слишком дорого обходятся государству.

6. Подписан закон, который должен облегчить процедуры, связанные со строительством транспортного перехода через Керченский пролив

Основой является недавно принятый закон № 499-ФЗ об изъятии земли для госнужд. Должна быть обеспечена справедливая компенсация жителям Крыма и Краснодарского края, по территории которых пойдет стройка. Очень важно, чтобы они получили деньги за изымаемые участки сполна, по рыночной оценке.

7. Судьбу сельхозземель решат в сентябре

В весеннюю сессию не был принят законопроект о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию.

Законопроект находится в стопроцентной готовности, последние его обсуждения в Думе и профильных комитетах Совета Федерации явно говорят о том, что законопроект может быть рассмотрен и принят в ближайшее время.

Сложилось общее понимание, что альтернативы перехода от деления земель на категории к зонированию нет, потому что существование двух институтов в правовом режиме использования земель - зонирования и категорий - определенно приведет к правовым коллапсам.

Предусмотрена такая серьезная новация, как регламенты использования земель, особенно это касается сельхозземель. Их защита от застройки при новом правовом режиме будет значительно повышена.

Расписаны подробно процедуры изменения границ зон, например, в случае проведения геолого-разведочных работ на сельхозземлях.

Предусмотрен переходный период - пять лет с момента принятия. Это позволит абсолютно всем правообладателям полностью подготовиться к новому режиму.

Предстоит еще большая работа по подготовке подзаконных актов, регламентов использования земель. Должны быть установлены единые методологические, законодательные подходы вообще к управлению земельными ресурсами. Минэкономразвития России выполнена и предстоит большая работа.

Целью Минэкономразвития России является создание в землепользовании взаимоувязанной системы норм прямого действия, открытых процедур, которыми можно четко руководствоваться и собственнику, и органам власти.

Подготовлено на основе материалов http://www.rg.ru

► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
828