​018. Вопрос. В чем состоит специфика ГКУ многоконтурного земельного участка?...

Клуб любителей Профкадастр

​018. Вопрос. В чем состоит специфика ГКУ многоконтурного земельного участка?...

018. Вопрос. В чем состоит специфика государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка?

Ответ.

Земельный кодекс РФ ни в одной из своих статей не упоминает про многоконтурные земельные участки. Между тем они в настоящее время все активнее вовлекаются заинтересованными лицами в гражданский оборот <1>, в связи с чем вопросы, связанные с кадастровым учетом таких земельных участков, нуждаются в надлежащем правовом регулировании.

--------------------------------

<1> Например, собственники линейных объектов образуют под ними земельные участки, которые в силу специфики технических характеристик линейных объектов зачастую становятся многоконтурными.

Указанный выше пробел ЗК РФ восполняется, в числе прочего, письмом Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23 <1>, согласно которому многоконтурный земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.

--------------------------------

<1>Письмо Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23 "Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках" // СПС "КонсультантПлюс".

Помимо дефиниции понятия многоконтурного земельного участка упомянутое выше письмо Минэкономразвития России закрепляет значительное число разъяснений по вопросам государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка, посвящая им самостоятельный раздел - "Особенности государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков". Приведем наиболее, на наш взгляд, любопытные из них <1>:

1) многоконтурному земельному участку независимо от количества контуров его границы присваивается один кадастровый номер;

2) площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы);

3) при осуществлении государственного кадастрового учета наименование многоконтурному земельному участку присваивается, если это предусмотрено действующим законодательством (например, лесной участок);

4) все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования (населенного пункта);

5) пересечение границы многоконтурного земельного участка с границами единиц кадастрового деления не является основанием для принятия решения о приостановлении либо решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка.

--------------------------------

<1> Подробнее см. п. 32 - 40 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Хочется отметить, что закрепление дефиниции понятия многоконтурного земельного участка, а также особенностей постановки его на государственный кадастровый учет в письмах Минэкономразвития России, а не в нормативных правовых актах федерального уровня представляется существенным недостатком действующего законодательства. Этот недостаток позволяет судам, принимая во внимание рекомендательный характер указанных писем, не учитывать их при вынесении судебных решений (см., например, Определение Ленинградского областного суда от 25 октября 2012 г. N 33-4744/2012 <1>).

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Видится целесообразным дополнить ЗК РФ статьей, которая будет посвящена многоконтурным земельным участкам <1>, а Закон о кадастре - статьей, устанавливающей особенности его государственного кадастрового учета (по аналогии со ст. 25.1 "Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка") <2>.

--------------------------------

<1> Логично это было бы сделать в рамках недавно принятого Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, в частности, вводит новое понятие земельного участка.

<2> С учетом возможности скорого принятия Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" логичным видится закрепление именно в нем указанной специфики, чего, к сожалению, пока не предусматривается.

В целом вопросы образования и постановки на государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков представляются сложными и недостаточно урегулированными, что порождает многочисленные проблемы в правоприменительной практике. Наглядным примером этого тезиса служит следующий судебный спор.

Юридическое лицо выполнило кадастровые работы по образованию самостоятельного земельного участка путем раздела имеющегося лесного (земельного) участка.

В рассматриваемом случае исходный земельный участок представляет собой находящийся в федеральной собственности лесной участок, поставленный на государственный кадастровый учет. Его границы установлены и определены в соответствии с лесным законодательством, однако в силу требований кадастрового законодательства они считаются неустановленными, поскольку при постановке указанного лесного участка на государственный кадастровый учет как ранее учтенного его площадь была определена декларативно, а границы посредством определения координат характерных точек не устанавливались. При этом лесной участок имеет более 750 учтенных частей (т.е. является многоконтурным), переданных в аренду разным лицам.

Кадастровая палата, сославшись на п. 3 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, отказала в проведении государственного кадастрового учета нового лесного участка ввиду его образования из лесного участка, раздел которого не допускается в силу закона до установления его границ и площади в соответствии с земельным законодательством. Таким образом, следуя логике органа кадастрового учета, необходимо было сначала в порядке уточнения провести кадастровый учет (описать границы, согласовать их со смежными землепользователями, определить площадь) исходного лесного земельного участка в целом, а затем проводить раздел и выдел из него земельных участков с проведением кадастровых работ по установлению границ образуемых земельных участков.

Указанную правовую позицию поддержали арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций. Однако Высший Арбитражный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов <1>, указав следующее.

--------------------------------

<1>Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N 4890/14 по делу N А67-1041/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ.

Подход, на котором настаивает орган кадастрового учета, приведет к двойным затратам государственных средств на кадастровые работы и существенно замедлит процесс кадастрирования земель лесного фонда.

Количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать нескольких миллионов гектаров, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) в течение долгих лет.

За это время резко возрастет число лесных участков, незаконно предоставленных под нужды, не относящиеся к разрешенным видам лесопользования, поскольку в системе ведения государственного кадастра недвижимости невозможно определить наложение предоставляемых участков на ранее учтенные участки лесного фонда, не имеющие границ, установленных в соответствии с кадастровым законодательством.

Особенно актуальна эта проблема для пригородных лесничеств, в регионах с высокой плотностью населения и (или) с хорошими климатическими условиями.

Поэтому ранее учтенные лесные участки необходимо ставить на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств.

При этом должны приниматься во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение, поскольку использовать по единому назначению весь земельный участок лесничества, который может достигать нескольких миллионов гектаров, практически невозможно.

Сокращение указанной в государственном кадастре недвижимости декларативной площади таких ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда и постепенное вытеснение их надлежаще учтенными лесными участками с установленными границами повысят достоверность и актуальность сведений государственного кадастра недвижимости, будут способствовать сбережению лесов, контролируемому и рациональному их использованию, а также реальному сохранению в государственной собственности.

Источник Консультант плюс

► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
2897